Пожарная безопасность в школе

Мероприятия по пожарной безопасности в школе разрабатываются государственными органами, но план может быть дополнен администрацией учебного заведения. Их цели — сохранность школьного имущества, а также защита от пожара учеников, учителей и других сотрудников. Противопожарной безопасностью в школе предусмотрены следующие мероприятия:
- приобретение средств пожаротушения (ящиков с песком, пожарных щитов, огнетушителей) и поддержание их в исправном состоянии;
- установка пожарной сигнализации;
- разработка плана эвакуации, составление схем эвакуации и их размещение на видных местах;
- поддержание в исправном состоянии эвакуационных выходов;
- размещение на выходах и всех этажах эвакуационных табличек;
- регулярное проведение инструктажа по пожарной безопасности с учителями и занятий со школьниками;
- расстановка стендов с информацией о правилах ПБ;
- проведение учений, в ходе которых отрабатывается эвакуация из здания.
Обеспечение пожарной безопасности в школе
Ответственность за проводимые мероприятия по ПБ лежит на директоре учебного заведения и его заместителях. Школьная администрация должна не только организовывать перечисленные мероприятия, но и контролировать соблюдение правил ПБ. Здание школы и прилегающая территория должны содержаться в чистоте, при оформлении допускается использование только негорючих материалов. Приказом директора распределяются обязанности учителей и других сотрудников по предотвращению пожара, а также при возникновении возгорания.
Обучение учеников правилам ПБ
Часто причиной возгорания становится именно человеческий фактор. Поэтому нельзя недооценивать работу с детьми. Она может проводиться как непосредственно в школе, так и дистанционно, если этого требуют обстоятельства. Обучение правилам пожарной безопасности начинается, как только дети идут в 1 класс. В это время они способны понять насколько опасен пожар, усвоить правила обращения с огнем и поведения при возгорании в здании. Большой объем информации ученикам младших классов усвоить сложно, поэтому занятия проходят в виде игр. При этом используются игрушки, картинки, плакаты, обучающие мультфильмы.
С первого по 3 класс дети учатся, как пользоваться бытовыми приборами, тушить костры, по каким номерам звонить при пожаре. Для них могут организовываться экскурсии в пожарные классы. Администрация школы может проводить работу и с родителями. Они участвуют в тематических школьных мероприятиях, помогают ребенку дома закрепить полученные знания. Ученики начальных классов должны твердо усвоить следующее:
- недопустимы игры со спичками, зажигалками, петардами;
- нельзя играть возле костра или раскаленного предмета;
- нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы, сушить над ними вещи;
- без участия взрослых не нужно разводить костры;
- при обнаружении возгорания нужно как можно быстрее обратить на него внимание взрослых.
В средних классах подход к изучению техники противопожарной безопасности более основательный. Ученики должны знать:
- как правильно пользоваться электрической техникой;
- правила применения огнетушителей и других первичных средств тушения огня;
- названия легковоспламеняющихся материалов, их особенности, последствия контакта с огнем;
- правила эвакуации при пожаре (они отрабатываются во время учений).
В старшей школе правила ПБ закрепляются на практических занятиях. Они направлены на то, чтобы каждый выпускник умел следующее:
- ориентируясь по табличкам и знакам быстро найти выход из горящего здания;
- найти и правильно применить огнетушитель;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре;
- прекратить игры детей младшего возраста с огнем, объяснить им, почему так делать нельзя;
- опознать материалы, способные при нагревании воспламеняться;
- правильно разводить костры, разжигать камины (не применяя легковоспламеняющиеся жидкости);
- правильно тушить костры (заливать водой до полного тушения, т. е. пока не перестанет идти дым).
Дополнительно для учеников проводятся инструктажи перед летними каникулами, а также перед новым годом. Летом они должны правильно вести себя на природе и в детских лагерях: не разводить костры в жаркую и сухую погоду, не оставлять в лесу пустые стеклянные банки (они могут выступить в роли линзы и привести к возгоранию), не жечь сухую траву. Перед новогодними каникулами школьникам необходимо усвоить нормы обращения с гирляндами и бенгальскими огнями, правильной установки елки (на устойчивой подставке, на удалении от каминов и печей).
Правила поведения учеников при пожаре
По правилам пожарной безопасности, при пожаре в здании школьники должны предпринять следующее:
- Слушать учителя и выполнять его указания, не расходиться по разным помещениям, а быть рядом с учителем и одноклассниками.
- Не поддаваться панике.
- Эвакуироваться из здания быстрым шагом, но не бежать, стараться при этом не мешать другим ученикам, если это необходимо — помогать младшим детям.
- После выхода из школы проследовать за учителем или другим сотрудником в безопасное место, не покидать его до дальнейших указаний.
- Не пытаться принимать участие в тушении пожара, делать только то, что говорят взрослые.
Учения по ПБ в школе
Учениям в школе предшествует разработка администрацией плана мероприятия. Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать успешность мероприятий. При звуках пожарной тревоги учителя выбирают оптимальный маршрут и проводят эвакуацию детей из своих классов. Также они раздают смоченные водой платки, объясняют ученикам правила поведения при эвакуации, отводят школьников в безопасное место и проводят перекличку. Учения проводятся не реже двух раз в год. По их итогам составляется акт, в котором указываются результаты мероприятия.