Мероприятия по пожарной безопасности в школе разрабатываются государственными органами, но план может быть дополнен администрацией учебного заведения. Их цели сохранность школьного имущества, а также защита от пожара учеников, учителей и других сотрудников. Противопожарной безопасностью в школе предусмотрены следующие мероприятия:

  • приобретение средств пожаротушения (ящиков с песком, пожарных щитов, огнетушителей) и поддержание их в исправном состоянии;
  • установка пожарной сигнализации;
  • разработка плана эвакуации, составление схем эвакуации и их размещение на видных местах;
  • поддержание в исправном состоянии эвакуационных выходов;
  • размещение на выходах и всех этажах эвакуационных табличек;
  • регулярное проведение инструктажа по пожарной безопасности с учителями и занятий со школьниками;
  • расстановка стендов с информацией о правилах ПБ;
  • проведение учений, в ходе которых отрабатывается эвакуация из здания.

Обеспечение пожарной безопасности в школе

Ответственность за проводимые мероприятия по ПБ лежит на директоре учебного заведения и его заместителях. Школьная администрация должна не только организовывать перечисленные мероприятия, но и контролировать соблюдение правил ПБ. Здание школы и прилегающая территория должны содержаться в чистоте, при оформлении допускается использование только негорючих материалов. Приказом директора распределяются обязанности учителей и других сотрудников по предотвращению пожара, а также при возникновении возгорания. 

Обучение учеников правилам ПБ

Часто причиной возгорания становится именно человеческий фактор. Поэтому нельзя недооценивать работу с детьми. Она может проводиться как непосредственно в школе, так и дистанционно, если этого требуют обстоятельства. Обучение правилам пожарной безопасности начинается, как только дети идут в 1 класс. В это время они способны понять насколько опасен пожар, усвоить правила обращения с огнем и поведения при возгорании в здании. Большой объем информации ученикам младших классов усвоить сложно, поэтому занятия проходят в виде игр. При этом используются игрушки, картинки, плакаты, обучающие мультфильмы. 

С первого по 3 класс дети учатся, как пользоваться бытовыми приборами, тушить костры, по каким номерам звонить при пожаре. Для них могут организовываться экскурсии в пожарные классы. Администрация школы может проводить работу и с родителями. Они участвуют в тематических школьных мероприятиях, помогают ребенку дома закрепить полученные знания. Ученики начальных классов должны твердо усвоить следующее:

  • недопустимы игры со спичками, зажигалками, петардами;
  • нельзя играть возле костра или раскаленного предмета;
  • нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы, сушить над ними вещи;
  • без участия взрослых не нужно разводить костры;
  • при обнаружении возгорания нужно как можно быстрее обратить на него внимание взрослых.

В средних классах подход к изучению техники противопожарной безопасности более основательный. Ученики должны знать:

  • как правильно пользоваться электрической техникой;
  • правила применения огнетушителей и других первичных средств тушения огня;
  • названия легковоспламеняющихся материалов, их особенности, последствия контакта с огнем;
  • правила эвакуации при пожаре (они отрабатываются во время учений).

В старшей школе правила ПБ закрепляются на практических занятиях. Они направлены на то, чтобы каждый выпускник умел следующее:

  • ориентируясь по табличкам и знакам быстро найти выход из горящего здания;
  • найти и правильно применить огнетушитель;
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре;
  • прекратить игры детей младшего возраста с огнем, объяснить им, почему так делать нельзя;
  • опознать материалы, способные при нагревании воспламеняться;
  • правильно разводить костры, разжигать камины (не применяя легковоспламеняющиеся жидкости);
  • правильно тушить костры (заливать водой до полного тушения, т. е. пока не перестанет идти дым).

Дополнительно для учеников проводятся инструктажи перед летними каникулами, а также перед новым годом. Летом они должны правильно вести себя на природе и в детских лагерях: не разводить костры в жаркую и сухую погоду, не оставлять в лесу пустые стеклянные банки (они могут выступить в роли линзы и привести к возгоранию), не жечь сухую траву. Перед новогодними каникулами школьникам необходимо усвоить нормы обращения с гирляндами и бенгальскими огнями, правильной установки елки (на устойчивой подставке, на удалении от каминов и печей).

Правила поведения учеников при пожаре

По правилам пожарной безопасности, при пожаре в здании школьники должны предпринять следующее:

  1. Слушать учителя и выполнять его указания, не расходиться по разным помещениям, а быть рядом с учителем и одноклассниками.
  2. Не поддаваться панике.
  3. Эвакуироваться из здания быстрым шагом, но не бежать, стараться при этом не мешать другим ученикам, если это необходимо помогать младшим детям.
  4. После выхода из школы проследовать за учителем или другим сотрудником в безопасное место, не покидать его до дальнейших указаний.
  5. Не пытаться принимать участие в тушении пожара, делать только то, что говорят взрослые.

Учения по ПБ в школе

Учениям в школе предшествует разработка администрацией плана мероприятия. Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать успешность мероприятий. При звуках пожарной тревоги учителя выбирают оптимальный маршрут и проводят эвакуацию детей из своих классов. Также они раздают смоченные водой платки, объясняют ученикам правила поведения при эвакуации, отводят школьников в безопасное место и проводят перекличку. Учения проводятся не реже двух раз в год. По их итогам составляется акт, в котором указываются результаты мероприятия.