Подвоз воды на пожары автоцистернами необходимое для успешного тушения огня мероприятие. Действия личного состава на пожарной автоцистерне должны быть четкими и профессиональными, они регламентируются внедренным в 2011 году табелем. В документе предусматриваются конкретные действия и полномочия для каждого из сотрудников расчета. Они предварительно отрабатываются на теоретических и практических занятиях, доводятся до состояния автоматизма. Командир осуществляет руководство, например берет на себя расчеты схемы подачи огнетушащего вещества к месту горения и определяет способы подвоза воды. Личный состав выполняет свои, строго обозначенные, роли.

Действия личного состава при заступлении на смену

Экипаж пожарной автоцистерны включает командира, водителя и четверых членов боевого расчета. Последние для простоты понимания своих функций делятся по номерам. Номером первым назначается старший команды, затем идут номер второй, третий и четвертый. Четкое разделение обязанностей действующего на автоцистерне личного состава начинается уже в момент заступления на смену:

  • командир ответственен за прием вооружения и инструментария: рации, фонарей, планшета, баллонов резерва, веревки, справочника с расположением источников воды на территории;

  • старший команды принимает средства защиты от электротока и пожарные стволы;

  • второй номер принимает ответственность за крепежи и рукава (принимает их, проверяет на предмет исправности и целостности);

  • номеру третьему выдается специальная одежда и обувь, а также ручной инструмент;

  • четвертый номер в расчете отвечает за снаряжение для контроля подающих огнетушащие вещества сетей;

  • водитель проверяет работоспособность машины, находящегося в ней огнетушителя, радиостанции, аптечки.

Действия при поступлении сигнала тревоги

Сразу при поступлении в часть сигнала тревоги расчет надевает экипировку, а затем предпринимает следующее:

  • командир берет снаряжение, путевку и остальную документацию, контролирует деятельность личного состава;

  • номер первый расчета открывает гаражные ворота, берет ствол и задержку, в темное время суток также берет с собой фонарь;

  • второй номер помогает открыть ворота, принимает снаряжение;

  • третий номер берет снаряжение и удерживает задержку;

  • четвертый несет часть снаряжения и также удерживает задержку;

  • водитель осуществляет выезд за территорию.

Непосредственное участие в ликвидации возгорания

Прибыв на место пожара:

  • командир осуществляет руководство работой отделения;

  • № 1 определяет рабочую или магистральную линию, работает с пожарным стволом (при наличии такой возможности участвует в эвакуации людей, демонтаже конструкций);

  • № 2 помогает старшему расчета в прокладывании линии, производит работу с инструментами по электропроводке, устанавливает пожарную лестницу;

  • № 3 участвует в прокладке линии, занимается разветвлением (при такой необходимости), помогает устанавливать лестницу, участвует в демонтаже конструкций и эвакуационных мероприятиях;

  • № 4 сначала вместе с водителем устанавливает машину на ближайший источник воды, затем присоединяется к остальным;

  • водитель устанавливает на источник воды машину, обеспечивает постоянное поступление огнетушащего вещества в пожарный рукав.

Работа с ручным инструментарием и генератором пены

Руководитель осуществляет контроль при работе с ручными инструментами и ГПС-600, следит за соблюдением личным составом техники безопасности. Первый номер должен орудовать лопатой, тяжелым ломом или тяжелым топором, переносить удлинители и оперировать оттяжкой с левой стороны. Второй работает с легким ломом, лопатой, ИРАС. Третий отвечает за сбор сведений на местности и связь с частью. Четвертый при помощи третьего орудует лестницей, также контролирует огнетушители, запчасти, горюче-смазочные материалы. С помощью шофера он обеспечивает достаточное освещение для работ. Шофер освещает рабочую зону и следит за автомобилем.

Работа с механизированным оборудованием 

Командир контролирует работу личного состава, в том числе и при применении механизированного оборудования, координирует ее с деятельностью других отрядов и служб. Старший команды следит за исправностью инструмента и производит его своевременную подачу в рабочую зону. Второй номер непосредственно работает инструментом. Третий берет на себя сбор актуальных сведений, а четвертый обеспечивает техническую сторону работ. Водитель следит за безопасностью транспортного средства.