Организация связи на пожаре необходимое условие для успешного тушения огня, а также спасательных работ. Эффективность работы пожарных зависит от того, насколько оперативно была налажена связь. Она сплачивает отдельные подразделения МЧС, позволяет им координировать работу и действовать как единый механизм. Позволяет передавать актуальную информацию о локализации огня, проводимых мероприятиях, наличии и состоянии пострадавших, наличии на территории взрывоопасных материалов, источников воды и т. д. 

Структура и задачи системы связи

При работе на пожаре различных подразделений используют разные системы для связи. Это могут быть передвижные модули либо стационарные. Получение и транслирование информации происходит с помощью так называемого связующего компонента. От граждан данные поступают путем телефонного звонка или нажатия кнопки тревоги пожарной сигнализации. Также передают информацию различные датчики, которые устанавливаются на объектах недвижимости и контролируют противопожарную безопасность там. Одновременно данные поступают на два пульта управляющую систему связи (ЦУС) и пункт связи территориальной части (ПСЧ).

Организация работы центральных пунктов осуществляется для решения следующих задач:

  • передача данных между разными подразделениями, должностными лицами и управляющими органами;

  • объединение технических сил и средств (линий связи, передатчиков);

  • организация обслуживания линий, пунктов и связующих узлов (при необходимости также организация ремонтных работ);

  • обеспечение возможности для проведения эксплуатационных и технических мероприятий;

  • организация базы данных для хранения поступающей информации в течение определенного, регламентированного срока.

Виды связи при пожаре

По функционалу различают следующие виды экстренной связи:

  1. Связь извещения. Предназначена для извещения о произошедшей нештатной ситуации.

  2. Оперативно-диспетчерская. Нужна для решения массива практических задач, связанных с организацией пожаротушения и спасательных работ.

  3. Связь между пожарными подразделениями. Необходима для эффективного тушения очагов возгорания.

  4. Административно-управленческая. Используется для решения вопросов административной направленности.

Правила ведения радиообмена разрабатывались десятилетиями и в наше время продолжают видоизменяться, совершенствоваться. Это связано с развитием технологий и практическим опытом пожарных специалистов. Следовать им нужно неукоснительно. Вовремя переданный приказ или поступившая информация об изменившейся ситуации способны в корне поменять используемую бригадами тактику работы. Ценой ошибки или халатности при таком происшествии как пожар может стать человеческая жизнь, об этом необходимо помнить.

Извещение пожаров

Для успешного тушения пожара важно отследить момент возгорания и сразу среагировать. Легче ликвидировать небольшой локальный очаг, чем бороться с пламенем, охватившим этаж или несколько этажей здания. Для этого необходима исправная телефонная связь, бесперебойно функционирующие передатчики данных от противопожарных сигнализаций разных объектов (устанавливаются в пожарных гарнизонах), постоянный канал связи с добровольными пожарными дружинами. 

Оперативно-диспетчерская связь

Это телефонная связь, осуществляемая при непосредственном участии диспетчера. Он берет на себя обеспечение сообщения между центральным постом и подразделениями, которые на месте происшествия участвуют в борьбе с огнем. Диспетчер должен постоянно держать командиров подразделений в курсе событий, оперативно уведомлять их об изменении обстановки.

Коммуникация между пожарными подразделениями

Это радиосвязь с использованием передвижных или стационарных модулей. Также широко применяются компактные мобильные установки для осуществления радиосвязи, полевые радиостанции и громкоговорители. В отдельных случаях обосновано использование сигнальной техники. А при отсутствии других средств данные передаются со связными, которые сами перемещаются по территории.

Административно-управленческая связь

Традиционно осуществляется при помощи телефонной связи, офисных АТС, радиотелефонной, телеграфной и пейджинговой связи. В наше время возможности для коммуникации расширились благодаря сети Интернет и мобильным телефонам. С помощью этого вида связи осуществляется управленческая деятельность, т. е. контроль за ходом работ и его корректирование. 

Читайте также